Зібрано підписів
Кількість днів
Заголовок петиції
Реализовать городскую Программу: «Шахматы в начальных классах (1-5 класс) общеобразовательных школ»!
ПІБ ініціатора:
Бесчасный Виталий Дмитриевич
Статус:
На розгляді
Петиція
№1072
Дата початку збору підписів:
11.07.2017 10:31
Суть електронної петиції
Шахматы как вид спорта способствуют развитию логического мышления и воли к победе, умение строить стратегии и формировать тактические приемы, проигрывать и не терять оптимизм, улучшают память, креативность, умение концентрироваться и читать, помогают предотвратить ряде болезней головного мозга (в частности, болезни Альцгеймера), противодействуют формированию негативных зависимостей.
Игра в шахматы является отличной базой для ряда высококвалифицированных профессий, таких как программирование, математический анализ, юриспруденция, бухгалтерский учет и финансы, менеджмент и тому подобное. Более того, опыт Армении показал, что внедрение шахмат в качестве обязательного урока в школе способствовало уменьшению детской и подростковой наркомании.
ШАХМАТЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ АРМЕНИИ
Армения три раза становилась победителем Всемирных шахматных Олимпиад. С 2011 года Армения является единственной страной в мире, где было принято решение о включении шахмат в обязательную школьную программу.
Все ученики, начиная со второго класса, изучают шахматы. Почему же так произошло, почему шахматы были включены в школьную программу? В чем преимущество подобного подхода? Почему важно начать изучение шахмат именно с детства? Очень и очень многие люди задавались подобными вопросами в процессе обсуждения данной инициативы.
ИТАК, НА САМОМ ДЕЛЕ, СТОИТ ЛИ ВКЛЮЧАТЬ ШАХМАТЫ В ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ В КАЧЕСТВЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА?
ВО-ПЕРВЫХ, начнём с того, что шахматы-это игра, которая проста по своей природе. Эта игра, которая является воплощением совершенной справедливости. В игре нет третьей стороны, которая могла бы препятствовать или делать что-либо, что привело бы к осуществлению несправедливости. С малого возраста ребенок играет в шахматы и узнает, как выиграть честно и проиграть достойно — бороться справедливо, справедливо выиграть и проиграть справедливо. Он познает, в чем заключается достойное поведение, являющееся непременным атрибутом благообразно, воспитанного человека. Принять свое поражение с достоинством и побеждать достойно. Пожимая друг другу руки в конце интеллектуального поединка, юные шахматисты учатся уважать эти ценности.
ВО-ВТОРЫХ, шахматы учат ребёнка принимать самостоятельные решения, грамотно оценивать ситуацию, находить оптимальные способы решения задач. Как правило, до достижения 10-15-летнего возраста родители часто диктуют детям, как быть, как действовать, но, когда ребенок начинает сам принимать решения, он становится самостоятельным человеком с раннего возраста, что является очень важным аспектом развития общества и человечества.
В-ТРЕТЬИХ, шахматы позволяют ребенку анализировать различные ситуации и находить наилучшие решения, что развивает лучшие качества детей. Это также дает возможность ребенку улучшать качество визуализации ситуаций и развивать концентрацию, предвидеть изменения и превентивно на них реагировать.
В-ЧЕТВЕРТЫХ, шахматы активно развивают у ребёнка творческое мышление, учат не быть предсказуемым противником. Если ребёнок мыслит стандартно, а не творчески, у него будет меньше возможностей удивить своего противника и перевести его в нежелательную позицию. Ребенок, который играет в шахматы, развивает творческий способ мышления.
ОБ ОПЫТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКА «ШАХМАТЫ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды)
Реформирование современной системы образования выделяет проблему формирования у учащихся интеллектуальных умений как одну из главных. Особенно это касается начальной школы, которая является фундаментом дальнейшего становления личности школьника. В младшем школьном возрасте завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Поиск эффективных методик интеллектуального развития младших школьников является первостепенной задачей современной школы.
Введение в общеобразовательный процесс шахматных уроков является одним из путей интеллектуального воспитания школьников, потому что шахматы – это не только игра, которая доставляет удовольствие детям, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Наличие в шахматах элементов науки, искусства и спорта открывает широкие возможности для воспитания, обучения и развития ребенка.
Комплексные программы на государственном уровне по обучению подрастающего поколения шахматной игре в общеобразовательных школах используются на сегодня в России, Греции, Болгарии, Турции.
Экспериментальные авторские методики апробируются в Испании, США, Мексике, Польше, Аргентине, Литве и других странах. Распространению шахмат среди учащихся способствует и тот факт, что в составе Всемирной шахматной федерации создано специальное подразделение по вопросам школьных шахмат, под патронатом которого проводятся всемирные очные школьные олимпиады по шахматам, различные конгрессы и симпозиумы по вопросам преподавания шахмат.
Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу преподавания шахмат в общеобразовательной школе свидетельствует об интенсивном поиске оптимальных методик развивающего обучения. В связи с этим можно выделить два направления работы. Первый связан с проведением интегрированных уроков (математики, физики, языка и других с использованием шахматного материала), другой – с развитием разнообразных интеллектуальных и психических качеств личности (памяти, воображения, усидчивости и других) на шахматных задачах.
На сегодня в Харьковском Университетском лицее Харьковского областного совета проводится экспериментальная апробация курса «Шахматы». Авторская программа шахматных занятий разработана для учащихся 2-5 классов, построена с учетом дидактических принципов обучения и имеет общий объем 32 часа в год. Программа охватывает два семестра из расчета один час в неделю.
Экспериментальный учебный предмет «Шахматы» имеет четкие задачи: знакомство с элементарной шахматной игрой, историей ее возникновения; формирование любви и интереса к шахматам и обучению в целом; развитие познавательной активности, самостоятельности суждений, логического, абстрактного и конкретного мышления; обеспечение креативной функции занятий, творческого развития личности; обеспечение взаимосвязи шахмат с чтением, языком, математикой и другими предметами; воспитание памяти, внимания, усидчивости и других положительных качеств личности.
Благодаря разработанному комплекса дидактических игр и заданий по каждой теме курса ребенок привлекается к активной познавательной деятельности. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они, решая то или иное задание или играя, сравнивают, делают выводы, выясняют закономерности.
Во время внедрения авторского курса используются различные типы упражнений, направленные на тренировку таких интеллектуальных функций, как воображение, оперативная память, внимание, комбинаторное, логическое и творческое мышление. Отметим что, такие упражнения избирательного характера не ставят каких-либо особых требований к уровню шахматных знаний (за исключением самых элементарных правил перемещения фигур).
Например, в младшем школьном возрасте развивается произвольное внимание, без достаточного формирования которого процесс обучения является невозможным. Поэтому в авторской методике широко используются разнообразные задания («Ловушка», «Забиралки», «Путь к победе» и другие), успешность решения которых определяется способностью ребенка поддерживать высокий уровень концентрации внимания на протяжении всего процесса их выполнения.
В программу обучения игре в шахматы автором разработано практическое пособие, которое используется во время занятий. Он содержит значительное количество задач проблемного характера, решение которых помогает развивать творческую индивидуальность каждого ученика, дидактические задания на развитие внимания, памяти, логических суждений. Кроме того, в пособии помещены шахматные байки, небольшой экскурс в историю шахматных чемпионов мира и словарь шахматиста.
Важное значение при изучении шахматного материала в авторской методике предоставляется специально организованной игровой деятельности, использование приема обыгрывания учебных заданий. В частности, этот метод используется при изучении тем «Ходы фигур», «Матирования одинокого короля ферзем», «Матирования одинокого короля двумя ладьями» и другие.
Кроме решения разнообразных шахматных задач важное место в авторской методике отводится непосредственно практической игре, которая осуществляется в тренировочных, турнирных, консультационных партиях, сеансах одновременной игры, блиц-партиях, шведских шахматах, шахматах Фишера.
Учебные занятия в форме интеллектуальных игр способствуют развитию умения грамотно вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, эффективно взаимодействовать с партнерами общения.
Следовательно, наделенный большими возможностями курс много комбинаторного типа «Шахматы» через структуру и содержание способен придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер, создавать положительную мотивацию обучения, активно формировать личность школьника. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, развивая индивидуальные способности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Преследуя цель наделить подрастающее поколение города Запорожья столь необходимыми для гармоничного и целостного интеллектуального развития качествами, я вижу неоспоримые преимущества в модели внедрения шахмат в систему всеобщего образования: начальных классов (1-5 класс) общеобразовательных школ г. Запорожья. Я свято верю, что мы находимся у истоков длинного и чрезвычайно полезного опыта, необходимость перенимания которого ещё оценят во многих городах Украины…
КАК ЭТО РЕАЛИЗОВАТЬ?
ВО-ПЕРВЫХ, нужно перенять опыт Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды, и взять у них на вооружение уже разработанную шахматную методику.
ВО-ВТОРЫХ, нужно будет в каждой школе выделить отдельный: «Шахматный класс», в котором будут проводиться уроки шахмат, для всех учеников с 1-го по 5-й класс. На стенах будут размещены портреты великих шахматистов, а так же настенная магнитная шахматная доска.
В-ТРЕТЬИХ, На каждой парте, перед каждым учеником будет шахматная доска на которой будут разбираться шахматные задачи. Идеальным вариантом было бы, если бы уроки шахмат в каждой школе вёл физрук, в крайнем случае — трудовик. В шахматном классе для всех желающих учеников можно было бы проводить и внеклассные занятия по шахматам, а так же командные турниры между классами, и учениками школы.
Учитывая вышесказанное, для развития у детей логического мышления и воли к победе, умения строить стратегии и формировать тактические приемы, а так же для улучшения памяти и умение концентрироваться, предлагаю:
Реализовать городскую Программу: «Шахматы в начальных классах (1-5 класс) общеобразовательных школ Запорожья»!
поширити електронну петицію:
перелік осіб, які підтримали петицію