• Thumb 05e389f7d37761829f76427ce4c08cf4

Зібрано підписів

Кількість днів

Заголовок петиції

Поставить, напротив трамвайной остановки: «АвтоЗАЗ», памятник-бюст В. П. Стешенко, разработчику легендарного автомобиля ЗАЗ-965: «Запорожец» и создателю первого советского переднеприводного автомобиля: «Таврия»!

ПІБ ініціатора: Бесчасный Виталий Дмитриевич
Статус: На розгляді
Петиція №1312
Дата початку збору підписів: 13.09.2017 10:40

Суть електронної петиції

ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ СТЕШЕНКО (1933-1991)
— Кандидат технических наук, автор 50 изобретений, научных работ.
— Под его руководством разработаны семейства автомобилей ЗАЗ-966, ЗАЗ-968, ЗАЗ-1102 «Таврия».

БИОГРАФИЯ:
Родился в трудный для Украины 1933 г. в семье советской провинциальной интеллигенции.
Окончил Киевский политехнический институт.
На Запорожском автозаводе — с первых дней его создания (январь 1959-го).
1959 год конструктор Запорожского автозавода.
18 июня 1959 года из экспериментального цеха вышел первый автомобиль ЗАЗ-965.
В июне 1960-го два опытных образца ЗАЗ-965 осмотрел в Кремле Хрущев.
В начале 60-х был успешно испытан, но на конвейер так и не попал — микроавтобус ЗАЗ-971Б.
В 1961 году пошли первые промышленные образцы ЗАЗ-965 стендовой сборки.
В 1962 году началась конвейерная сборка ЗАЗ-965 («горбатых»).
В октябре 1962 года завод стал выпускать модель ЗАЗ-965А.
С 1963 года становится главным конструктором ЗАЗа.
К 1965 году запорожскими конструкторами был создан прототип автомобиля-транспортёра ЗАЗ-967. Конструкция была передана для серийного производства на Луцкий автомобильный завод, где производилась под наименованием ЛуАЗ-967.
С 1967 года параллельно велись работы над гражданским вездеходом ЗАЗ-969, которые вылились в серийный выпуск модели ЛуАЗ-969 (с 1967 года).
С 1967 года завод стал выпускать модель ЗАЗ-966.
«Запорожцы» семейства 965 выпускались до 1969 года. Всего было выпущено 322 106 «горбатых».
В конце 60-х решает создать первый в СССР перенеприводной малолитражный автомобиль.
В 1969 году кандидат технических наук, защищает кандидатскую диссертацию по переднему приводу,
В 1969 году руководство завода дает ему «зеленую улицу» на создание переднеприводного автомобиля.
С 1971 по 1979 год завод стал выпускать модель ЗАЗ-968 («ушастый»).
С 1973 по 1979 год, параллельно с ЗАЗ-968, выпускалась модернизированная модель ЗАЗ-968А.
С 1973 по 1979 год, параллельно выпускались специальные модификации ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А:
ЗАЗ-968Б и ЗАЗ-968АБ - для инвалидов, у которых повреждены или ампутированы обе ноги, но здоровые руки;
ЗАЗ-968Б2 и ЗАЗ-968АБ2 — для инвалидов, у которых повреждена правая нога, но здоровые руки.
ЗАЗ-968АБ4 — для инвалидов, у которых повреждена левая нога, но здоровые руки;
ЗАЗ-968Р — для инвалидов, имеющих здоровые одну руку и одну ногу;
ЗАЗ-968АП — пикап, использовавшийся для внутризаводского транспорта.
С конца 1979 года в серию пошёл ЗАЗ-968М с значительно обновлённым внешним оформлением кузова. Экспортировался под брендом «Yalta».
С 1987 года завод стал выпускать переднеприводный автомобиль особо малого класса «Таврия».

Умер в 1991 году.

ПАМЯТЬ:
В честь Владимира Петровича Стешенко (1933—1991) — главного конструктора завода «Коммунар» (ЗАЗ), которому он отдал более 30 лет своей жизни, 10 ноября 1992 г. в Южном мкрн одна из улиц получила название: Стешенко.
В честь Владимира Петровича Стешенко «АвтоЗАЗ» учредил премию имени Стешенко.

НАГРАДЫ:

ОРДЕН ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
Награждение орденом Трудового Красного Знамени производится:
за большие достижения в развитии промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и других отраслей народного хозяйства, в повышении эффективности общественного производства, за наивысшие показатели роста производительности труда, улучшения качества продукции, разработку и внедрение в производство более совершенных технологических процессов.

ОРДЕН «ЗНАК ПОЧЁТА»
Награждение орденом «Знак Почёта» производится:
за высокие производственные показатели в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, связи, торговле, общественном питании, жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании населения, в других отраслях народного хозяйства.

ВЫДВИГАЛСЯ НА СОИСКАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ СССР, НО РАЗВАЛ СТРАНЫ ПОМЕШАЛ ПОЛУЧИТЬ ЕЁ.

После прихода в 1959 году на Запорожский автозавод у Владимира Стешенко рождается Идея, ставшая его радостью и болью на десятилетия, создать первый советский переднеприводный малолитражный автомобиль,

Взяв за пример знаменитый английский «Мини», Владимир Петрович начинает эксперименты. Когда пошли первые автомобили «ВАЗ», он взял кузов «копейки» и на его базе сделал первый переднеприводной автомобиль.

Но основную схему конструкторский коллектив во главе со Стешенко искал долгие годы. На заводе создали несколько прототипов с кузовами седан и хетч-бэк. Окончательно схема сложилась в августе 1978 г., когда «Таврия», как назвали новую модель ЗАЗа, прошла испытания.

В 1979 году машину показали страстному автолюбителю Леониду Брежневу. Она ему понравилась, В 1981 г. первые экземпляры должны были сойти с конвейера. Но союзное министерство, курировавшее автомобилестроение, приказало превзойти «Форд Фиеста» 1976г, Стешенко превзошел.

Тогда пришел приказ превзойти английскую «Аустин Мини Метро» 1980 г, Стешенко, стиснув зубы и унимая появившуюся боль в сердце, превзошел.

Тогда Москва приказала превзойти появившиеся в 1983 г. французский «Пежо-205» и итальянский «Фиат Уно».

В чем же дело? Или стране не нужен хороший автомобиль? Нужен, но министром был Виктор Поляков - бывший директор ВАЗа. Он не хотел украинского переднеприводного автомобиля, а готовил его к выпуску на родном заводе. 8 результате в 1984 г, появилась вазовская «восьмерка» - первая советская переднеприводная легковушка!

И лишь 14 мая 1985 г, Политбюро разрешило производство «ЗАЗ-1102». Первые машины сошли с конвейера в 1988 г. Так или иначе, в 1988 году Таврия поступила в продажу. Но на тот момент она была откровенно сырым и устаревшим автомобилем с дизайном образца семидесятых годов.

Стоила «Таврия» в то время 5 300 руб. Цифра, по легенде, связана со Стешенко. Говорят, это он вывел Никите Хрущеву шутливую формулу, что цена народного автомобиля должна равняться стоимости 1 тыс. бутылок водки. Так ли это было, неизвестно, но факт остается фактом - цены на «Запорожцы» всегда совпадали со скачками на пол-литра: сначала 1 800 руб. (водка стоила 1,80 руб.), затем 2 200, 3100, 3600...

«Таврия» стала завоевывать мир. В Сирии она являлась самым популярным такси, в Греции на ее основе сделали кабриолет, в Швейцарии и Германии – электромобиль.

Но для Владимира Стешенко триумф его Идеи пришел поздно. Постоянные нервотрепки, связанные с волокитой, подорвали его здоровье, Последние восемь лет в конце 80-х — начале 90-х, он вообще не ходил в отпуск, А когда наконец пошел, то дома усидеть не смог.

Главный конструктор приехал на почти остановившийся в то время завод, прошелся по его цехам, и у него схватило сердце. Хоронили Владимира Стешенко всем заводом, в последний путь конструктора провожал пронзительный плач клаксонов его детищ.

Учитывая вышесказанное, предлагаю:

Поставить, напротив трамвайной остановки: «АвтоЗАЗ», памятник-бюст В. П. Стешенко, разработчику легендарного автомобиля ЗАЗ-965: «Запорожец» и создателю первого советского переднеприводного автомобиля: «Таврия»!

поширити електронну петицію:

перелік осіб, які підтримали петицію