• Thumb 7b89134f5ac09e1581bb5e0fdc62aab9

Зібрано підписів

Кількість днів

Заголовок петиції

После «фальстарта» в 2010 году, возобновить в школах Запорожья факультативные занятия по предмету: «ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ ЭТИКИ»!

ПІБ ініціатора: Бесчасный Виталий Дмитриевич
Статус: На розгляді
Петиція №4379
Дата початку збору підписів: 29.10.2018 14:21

Суть електронної петиції

КАК В УКРАИНСКИХ ШКОЛАХ ПРЕПОДАЮТ РЕЛИГИЮ И КОМУ ЭТО НУЖНО?
Согласно Конституции, все просто: Украина — светское государство, в котором школа отделена от церкви. На деле их отношения гораздо сложнее. В июле 2015 года был подписан законопроект №1447, позволяющий религиозным организациям создавать учебные заведения, включая школы. По мнению президента, закон обеспечил право верующих родителей воспитывать детей в соответствии со своими религиозными убеждениями.

ВЫБОР ЗА РОДИТЕЛЯМИ
В обычных школах в 2016–2017 годах предметы духовно-морального направления преподавали в 6 270 учебных заведениях, что составляет 38,16% от общей численности школ Украины. Преподавание охватывает 603 800 учащихся разных классов.

Предметы: «Основы христианской этики», «Библейская история и христианская этика», «Христианская этика в украинской культуре» преподаются практически во всех областях Украины. В то же время существует значительное количество авторских и региональных программ. Все они прошли экспертную оценку и имеют соответствующий гриф Министерства образования и науки Украины.

Право выбора предмета «Основы христианской этики» остается за родителями. По их желанию он может стать обязательным. Для этого необходимо, чтобы все родители в классе написали заявления, чтобы их детям преподавали такой курс. Такие случаи нередки во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях. Но при отказе хотя бы одного родителя, предмет будет преподаваться только на факультативных началах.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ
Вопрос религии в школе традиционно делит общество на два лагеря. Для одних это грубое навязывание веры, ограничение свободы выбора и даже новая статья расходов для родителей. Их верующие оппоненты убеждены в необходимости предмета на постоянной основе и ссылаются на падение духовности и европейский опыт. Это кивание в сторону Европы небезосновательно, но с небольшой оговоркой — в западных странах родителям и школьникам предлагают альтернативный предмет.

В Германии изучение религии гарантировано государством. Основным принципом является разделение по религиозному принципу, т.е. школьник, чья семья исповедует другую веру, может выбрать вместо религии этику или философию. В Польше, несмотря на ее религиозность, религия или этика на выбор преподаются на добровольной основе. В Финляндии изучение религии обязательно как для общеобразовательных, так и для старших и средних школ. Ученики, не принадлежащие к какой-либо конфессии, могут выбрать светскую этику.

НУЖНА ЛИ В ШКОЛАХ ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА?
Сегодня уже очевидно, что школьные психологи не справляются с возложенной на них миссией – рассмотреть в каждом ученике индивидуальность, помочь определиться с выбором дальнейшего пути в жизни, в решении проблем детей и подростков.

Об этом свидетельствует рост числа суицидов среди школьников, непринятие детьми опыта старших поколений, неуважение ко взрослым – не только к чужим, но и к родственникам. В наше сложное время, наверное, только церковь может помочь подрастающему поколению найти себя, ни озлобиться, ни очернить душу завистью, злостью, ненавистью к тем, кто мыслит и поступает иначе, кто добился большего.

Как известно, в 2006 году Министерство образования и науки Украины утвердило Концептуальные основы изучения предметов духовно-морального направления в общеобразовательных учебных заведениях. Эти принципы были подготовлены рабочей группой при участии представителей церквей.

На базе разработанных основ меж церковная рабочая группа подготовила учебные материалы по «Основам христианской этики» для 5-6 классов, а согласно Приказу Министерства образования и науки от 26.01.2010 г. № 46 – начала работу над программой данного курса для 7-12 классов. Однако «Основы христианской этики» и «Христианская этика в украинской культуре» преподавались не более чем в 30% школ Украины.

Министерство образования и науки сообщило, что преподавание христианской этики еще не нашло широкого распространения в большинстве областей Украины, прежде всего – в Днепропетровской, Житомирской, Запорожской, Кировоградской, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Херсонской, Хмельницкой и Черниговской областях. Преподавание основ христианской этики осуществлялось на факультативных началах при наличии соответствующего желания и волеизъявления родителей. Но постепенно инициатива сошла на нет.

И это при том, что педагоги в подавляющем большинстве относятся к урокам «Основы христианской этики» — положительно. Существует четкая процедура: собирается родительский комитет, ему предлагается нововведение, родители, которые согласны, чтобы их дети слушали этот курс, пишут соответствующие заявления на имя директора, а дирекция уже предлагает учащимся тот или иной предмет религиозной направленности. В школах есть многоконфессиональность, и это тоже нужно учитывать. Это нормально – у нас свобода совести, вероисповедания, у нас равенство.

Более того, этот предмет детям нужен! Простой пример: как ребенка научить уважать старших? Какие методики использовать для этого? Новые, передовые, выработанные известными педагогами? Как привить ребенку авторитет к родителям, старшим? Давать взятки? Запугивать? Держать в страхе? А церковь говорит: все очень просто, есть заповедь Моисея: почитай своих родителей, и ты будешь жить долго.

С другой стороны, многие молодые люди говорят: «А я и не хочу долго жить, зачем мне это»? И это страшно. Ежегодно в мире один миллион человек уходит из жизни добровольно. У молодых людей нет цели или цели трудноосуществимы, недостижимы, их формирует телевидение, они понимают, что у них нет шансов. Но если человек хочет чего-то достичь в жизни, он достигнет. Нужно только вовремя ему помочь.

Более того, курс «Основы христианской этики» чисто культурологический, то есть, никаких молитв и таинств на уроках, никакой догматики – все утверждения предваряются фразой «христиане верят/считают, что …». Курс ведется светскими учителями, а церковь имеет отношение только к составлению учебных пособий и подготовке и консультациям учителей. К тому же, в Украине готовилось несколько курсов: основных традиционных религий, истории религий вообще и светской этики, а УПЦ выступает только инициатором этого процесса. Ну и, наконец, выбор курса осуществляется только родителями.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СВЕТСКАЯ ЭТИКА, КОТОРАЯ ПРЕПОДАЕТСЯ В ШКОЛАХ, ОТ ХРИСТИАНСКОЙ?
Сегодня в школах преподаётся светская этика. Светская этика базируется на гуманистических основах. Но главное отличие этих двух предметов в том, что светская этика — это знание, а христианская — воспитание. Мы, как христиане, считаем, что школа должна не только прививать знания, но и воспитывать в этом духе.

Моральные стандарты меняются со временем. Простой пример светской этики: лет 50 назад гомосексуализм — это было плохо. А сегодня нам внушают, что это нормально и ничего страшного здесь нет. Светская этика изменчива, она подстраивается под дух этого мира. Христианская — базируется на морали, которая пришла от вечного и неизменного Бога.

Кроме того, существует простая логика: Украина — страна, которая была рождена в христианской культуре и традиции. Само государство было сформировано этой культурой. Поэтому мы считаем, что нужно вернуться к тому, что явилось стержнем и основой нашего государства.

А ГДЕ ГАРАНТИЯ, ЧТО ШКОЛА СМОЖЕТ ВОСПИТАТЬ РЕБЕНКА?
В совершенстве воспитать нельзя, но попытаться можно. Конечно, нужно приложить все усилия, чтобы семья — ячейка общества, была оценена государством. Какова семья, таковым будет общество. Государство должно укреплять семью, воспитывать будущих мам и пап. Возможно, этим и придется заняться школе.

В Польше есть огромный опыт такого школьного воспитания. В итоге — низкий процент абортов. Американцы сейчас пришли к выводу, что нужно усилить воспитательную роль школы. Там понимают: если в школе не будет христианской этики, она превратится в здание, где дают знания, не воспитывая будущее поколение.

В советское время была целая система идеалов. И ребенок, идя в первый класс, попадал в эту систему. Сначала он становился октябренком, затем пионером, комсомольцем и, со временем, коммунистом. Пусть эти идеалы были ошибочными, но существовали ценности, в соответствии с которыми воспитывался ребенок. А теперь на этом месте — вакуум. Его нужно чем-то заполнить.

Сегодня, у государства нет других идеалов, кроме христианства, и Христос — достойный пример для подражания. Просто нам нужно вернуться к этим идеалам и разработать такую педагогическую систему, чтобы ребенок, воспитанный и сформированный в христианском мировоззрении за 12 лет, окончив школу, умел правильно воспринимать действительность.

Хочу особо отметить: главной задачей предмета «Основы христианской этики» не является привитие церковности ребенку. Целью уроков «Основы христианской этики» не является преподавание православия, католицизма или лютеранства. Для этого существуют воскресные школы, где ребенок может познавать Бога в тех рамках, как там принято преподавать.

Для общеобразовательной школы главное — мораль. И если правильно подходить к предмету, разделения не будет. Ведь и для христианина и для мусульманина воровать — это плохо, а самопожертвование ради другого человека — хорошо. Опять же, если поступать мудро и преподавать христианскую этику факультативно, мы уйдем от этой проблемы, т.к. ребенок или его родители сами решат — посещать занятия или нет.

Любое государство, которое не следит за моралью, приходит к саморазрушению и вымиранию. Вспомним Содом и Гоморру. Это была высокоразвитая цивилизация с полным отсутствием морали. Чем закончилась их жизнь? Все было разрушено. Цветущую и аморальную Римскую империю тоже постигло уничтожение. Любое государство, которое выбрало путь либерализации морали, ждет то же самое.

Не может устоять нация, если в обществе не ценится семья, ее консервативные устои. То, что вчера было аморальным, сегодня — норма жизни. А там глядишь — скажут, что воровать хорошо, делать аборт нормально, убивать слабых полезно, ведь они только мешают обществу. Нашлись же во времена фашизма люди, которые поддержали идеи расизма.

Сегодня Украина переживает тяжелые испытания — военную агрессию, духовный и культурный кризис. Без духовного возрождения общества на христианских ценностях невозможно мечтать о построении суверенного, гуманного, цивилизованного и правового государства.

Особенно дети и молодежь, не имея христианских духовных ориентиров, находятся под угнетающим действием тяжелых обстоятельств в государстве. На детей опасно влияют такие вещи, как определенная Интернет-информация, которая отравляет и буквально убивает молодые души, а также такие негативные явления, как наркомания, алкоголь, суицидальные воздействия, и др.

Только понимание, что есть добро, а что зло, сможет защитить молодые души от убийственного воздействия среды. Воспитанная на христианских моральных ценностях, молодежь сможет сама влиять и изменять эту среду к лучшему.

Как сегодня молодым людям сделать осознанный мировоззренческий выбор, если не разбираться в тех направлениях, между которыми они должны выбрать? Дети имеют право на получение мировоззренческой информации, а какой сделать выбор – это уже их решение.

Вызов сегодняшнего дня – это объединить усилия родителей и специалистов в воспитании молодежи. Кроме того, христианская мораль не только питает определенные нормы поведения, но и воспитывает человека в любви к своей земле и семье.

А еще христианская этика – это здоровая альтернатива гендерной политике, которая в последнее время достаточно агрессивно навязывается. Тем более, что христианская мораль имеет большие корни и традиции на нашей земле (более тысячи лет христианства). И отступление от этих ценностей приводит к распущенности и потери морали.

Практика преподавание мировоззренческих предметов в средних школах полностью соответствует стандартам Совета Европы. Исследования Совета Европы констатирует, что во всех странах Европы, кроме Франции, изучение религии, а именно христианства, является обязательным в школах. Однако, и Франция планирует вернуться к этой практике.

Предмет «Основы христианской этики» с начала 1990-х годов читается по желанию родителей школьников в отдельных средних учебных заведениях Украины (пионерами были школы западных областей), а с 2010-2011 гг, когда появились утвержденные Министерством образования и науки программы, он начал победное шествие по стране.

Город Запорожье доселе оставался в стороне от процесса де секуляризации, однако в 2010 году была предпринята попытка ввести предмет «Основы христианской этики» в школах города Запорожья. Отмечу, что, по закону, для введения богоугодного предмета достаточно восемь заявлений родителей одного или нескольких параллельных классов.

В ноябре 2011 г. Запорожская епархия Украинской православной церкви, в лице архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки, активизировала работу по внедрению в школьное образование города Запорожья и региона факультативного курса «Основы христианской этики».

Его Высокопреосвященство в очередной раз призвал руководителей Управления образования и науки к тесному сотрудничеству и всемерному содействию в скорейшем решении этого важного и животрепещущего вопроса для каждого жителя нашей области, независимо от его религиозных или конфессиональных убеждений.

Учитывая вышесказанное, для духовного возрождения общества на христианских ценностях, а так же для построении суверенного, гуманного, цивилизованного и правового государства, предлагаю:

После «фальстарта» в 2010 году, возобновить в школах Запорожья факультативные занятия по предмету: «Основы христианской этики»!

поширити електронну петицію:

перелік осіб, які підтримали петицію